Я уже забыла ждать
Вообще пофиг, каким будет конечный результат, я слишком долго ждала и двадцать раз перегореть успела, но проект всё-таки выстрадали, он выйдет и я этому рада, пляшем
upd.
– Знаешь, Лютик, иногда тяжело начать новую историю, не закончив старую.
– Тьфу, опять про свои книги. Заведи себе сраную полку. Чтоб больше одной влезало, угу?
– Смотри-ка, почти метафора вышла.
– Иди в жопу. То есть спасибо. То есть иди в жопу!
Я прошла игру, провела в ней 90 часов и теперь просто не знаю, как употребить освободившееся время
Да, игра не без недостатков, но мне в целом понравилось, свои от неё эмоции я получила
сумбурная простынкаВсе четыре игры серии вышли разными и о разном.
Первая как будто бы считается самой-самой, ведь в ней присутствуют различные варианты происхождения гг и множество сложных выборов в процессе прохождения, давящая атмосфера, мрачное окружение – DAO вышла тогда, когда всё это было модно и свежо.
Вторую часть на момент выхода пинали все, кому не лень, соглашаясь при этом, что вопреки всему персонажи вышли интересными и личная сюжетная линия гг получилась хорошей, пусть и возмутительно безальтернативной.
Выход третьей части происходил буквально на моих глазах, я следила за всеми новостями, трейлерами, роликами, жадно впитывала это всё в себя, но, помнится, не то чтобы долгожданный релиз вызвал у всех повальный восторг. Вот вам огромные пространства, вместо лабиринтоподобных кишок, вот вам разные гг, вместо одного великолепного Хоука, вот вам замок, возможность выращивать цветочки, вот вам лысый эльф, гей, кунари, ещё целый мешок приятелей, ВАРРИК, выборы, всё как вы любите, чего вам ещё надо, мабари вы неблагодарные?! Нам бы финал нормальный… Вот вам ровно через год финал в dlc, довольны теперь, можно мы пойдём делать что-нибудь другое? И это вы называете финалом?! Где наше продолжение?! – кричали преимущественно травмированные Лавеланки, но их можно понять.
Ладно, будет вам продолжение.
И вот тут в пространстве десятилетней разработки DA4 скрываются производственные бездны, о которых фанаты могли судить по обрывкам информации, комментариям уволенных или ушедших по своему желанию разработчиков и всему такому прочему, что очевидно свидетельствовало лишь об одном: будущее игры в глубокой непроглядной жопе. Никто ничего хорошего уже как будто бы и не ждал вовсе, и первый полноценный катастрофически задизлайканный трейлер явился таким своеобразным памятником обиженного миром потребителя. Ещё не вышедшую игру принялись вдохновлённо закапывать, видя для того основание в каждой новой крупице информации. Где-то здесь я махнула рукой и перестала следить за фансообществом, убедившись, что никаким весельем там и не пахнет. Избавленная от спойлеров и чужого негатива, я оказалась вознаграждена ничем не замутнённым личным опытом прохождения свежей игры. Это было лучшим решением.
Не скажу, что пролог и первые часы игры поразили меня до глубины души, нет, мне всё не нравилось Сомнительный редизайн, где он и так работал, незнакомцы в роли знакомых персонажей, не самое увлекательное начало само по себе. Но чем больше часов я проводила в игре, тем сильнее становилась симпатия, кроме недостатков я стала замечать и достоинства.
И, да, не думала, что скажу это, ведь до сих пор ситуация с играми студии была иной, но в DAV геймплей мне понравился сильно больше персонажей.
Жанровое смещение в сторону экшена поначалу вызывало у меня недоумение, но по мере осваивания разных приёмов и способностей, боевая система начала доставлять массу удовольствия. Я играла за мага и по классике это обычно очень тяжело на начальных этапах, зато потом… Правда, мне было весело и защищаться, и контратаковать, и уклоняться. Казалось, что всю тактику разработчики похерили, но едва ли это так. Сложные бои заставят думать, где лучше стоять, кого первым бить, какие способности использовать. Разве что, привыкнув к анимациям конкретных боссов, можно было тупо чередовать увороты и закликивание одной кнопкой. И всё равно боевой вариативности в игре больше, чем можно было подумать, исходя из промо. Ну да я и Mass Effect люблю, взаимодействие с сопартийцами, пришедшее прямиком оттуда, мне по кайфу. Но, опять же, входишь во вкус не сразу, а позже, когда обнаруживаешь интересные комбо.
Далее – локации. Поначалу показавшиеся тупыми коридорами, в последствие оказалось, что это коридоры многоэтажные и намного более обширные. В отдельных местах даже возникало чувство, что ты в каком-то подобии метроидвании и не просто скромный спаситель мира, а немного и Лара Крофт, и Джеймс Бонд, и Капитан Америка, и мало ли кто ещё. Бывало, если уставал от сюжета или героев, то отдыхал, наблюдая свежую необычную локацию и взаимодействуя с ней. Правда, игра несколько раз приятно меня удивляла именно банальной сменой обстановки.
Постановка сюжетных катсцен на том же высоком уровне, что и всегда у студии. Крутые, динамичные и зрелищные, а так же драматичные и эмоциональные моменты – всё было. Битва в Вейсхаупте, внедрение в ряды венатори в Арлатане, каждый дракон и др. – подобные вещи прямо-таки приятно вспоминать.
Что до сюжета, то меня он устроил. Я прошла все стадии принятия и пришла к пониманию, что героический сюжет всегда плюс-минус одинаковый. Да, чем-то пренебрегли, что-то упростили, все карты на стол выложили едва ли не сразу, раскрыв тайны, которые фанаты хотели продолжать видеть тайнами, под поразительное равнодушие окружающих при этом. В чём-то досадно, глупо, но нисколько не критично с моей точки зрения. Потому что, ну, блин, десять лет изменений в студии. В том, что в итоге получилось, просматривается некое переосмысление или даже ремейк, но не надругательство, я не вижу, что в этом плохого.
Но вот тут возникает самый большой камень преткновения – ролевая составляющая и отыгрыш. Оставляют желать лучшего, но, тем не менее, всё ещё присутствуют в каком-то виде. Игру продавали, как ролевую рпг. Возможно, этого просто не стоило делать.
Да, в игре остро ощущается недостаток вариативности и перекос баланса в сторону всеобщей дружбы-магии. Кто хотел бить морды, те остались недовольны по понятным причинам; те, кто не хотел бить морды, остались недовольны тем, что нет даже такой возможности. Ну да тут остаётся только горестно вздохнуть и развести руками в стороны. Всё так и с этим ничего нельзя сделать, только философично изменить своё отношение. Так-то игра даёт выбор, который в соответствующих моментах не казался мне лёгким. И в сюжете мне таких выборов оказалось достаточно, разве что финал подкачал. Ну и я бы сказала, что на каждый явный недостаток игры найдётся одно неочевидное достоинство, но это таки вкусовщина
DAV подавалась как игра про дримтим, которую ты сначала собираешь по всему свету, а потом тешишь и няшишь, чтобы все благополучно добрались до финала. Я, как средний игрок, который со всеми хотел дружить, без особого труда прокачал всех до максимума и закончил игру хэппи-эндом. Другое дело, тут надо постараться, чтобы этого не сделать, потому что негатив в отношении к боевым товарищам сведён к минимуму. Лично меня это устроило, остальным сочувствую. Повезло, так что эффект базового приключенческого кино как надо сработал, в финале я за всех переживала, как за родных, точно так же, как и в ME2. Притом, что я не то чтобы прониклась симпатией к персонажам самим по себе, я прониклась симпатией к своему гг в первую очередь и хотела для неё только лучшего
Гг – наш/ваш Рук – преимущественно добрый эйчар, коуч и эффективный менеджер в условном фэнтезийном средневековье, словно попаданец, которому позарез надо, чтобы его чудом собравшаяся дримтип не разбежалась до начала финальной битвы. Почему надо? Потому что спойлер) Правда, где-то на середине игры обнаружилось дивное: дримтим сама по себе, Рук сам по себе. Взаимоотношения между членами команды, раскрывающиеся в бантерах, прописаны едва ли не лучше, чем взаимоотношения Рук с ними. Всё, что требуется от игрока, это бегать от одного к другому, выполняя заблаговременно личные квесты, помогая каждому, так сказать, обрести мир в душе, бляха муха, в ущерб своему собственному. И вроде как всегда так было, но никогда не было ощущения, что другим на тебя плевать Сюда бы отлично вписалась система с дружбой-соперничеством из DA2 или из ещё более давнего второго Невера, но то ли её некогда было как надо прописывать, то ли корпоративная среда современных компаний нашла подобный подход неприемлемым, то ли всё вместе, итогом чего является банальное отсутствие изюминки и остроты в отношениях с сопартийцами. И ладно игрок сам по себе может относиться к ним, как к наёмным рабочим, не считая их своими воображаемыми друзьями, но гг-то продолжает повторять это снова и снова, как заведённый: команда, мне нужно собрать команду, мне нужно порешать проблемы команды, команда-команда-команда. И хоть бы раз эта самая команда спросила у своего лидера: бро, ты как? А бро тем временем уже давным-давно дединсайд, который только делает вид, что у него всё под контролем. Что забавно и немножко с этим примиряет, так это финал с раскрытием плоттвиста, что лёг в основе становления гг в качестве героя. То, что может вас возмущать в поведении гг, это не баг, а фича. Или проёб сценаристов, конечно, третьего не дано
В общем, наговорила много, а сути не передала: гг обслуживает сопартийцев, но в обратную сторону это не работает. Особенно остро это ощущаешь, пытаясь в роман с кем-нибудь хд Не возьмусь это утверждать для всех персонажей, всё же проверить надо, но по своему опыту скажу, что написаны они крайне убого и как будто бы в последнюю очередь. Ну и убрали бы их тогда вообще к чертям, меньше бы негатива получили от фанатов серии. Но нет, романы есть, и они такие досадно пустые… Не хватает взаимодействий, не хватает постановочных сцен, всего просто тупо очень мало. Одна сценка где-то на середине игры, якобы символизирующая начало отношений, ниочёмное свидание после завершения личного квеста и последняя сцена в конце, где твой ЛИ приходит, наконец, к тебе в любви признаваться в самый неподходящий для этого момент. Сказать, что это разочаровывает, значит, ничего не сказать.
Я помню как я при первом прохождении DAI романсила Серу и она удивляла меня своими бурными реакциями на мои решения в ключевых квестах – это было приятно, это было интересно. А в DAV всё построено на привязке к личным квестам сопартийцев, а отклик на происходящее в основном сюжете минимален, персонажи просто зациклены на себе. При этом я не могу сказать, что сопартийцы это полная катастрофа и ужас, всё же цепочки их личных квестов занимают едва ли не половину всей игры. Были внезапно приятные моменты, были хорошие моменты, но они в целом в игру вписаны в заскриптованном виде, а не в вариативный отыгрыш. Весь отыгрыш по итогу происходит у тебя в голове. Но вопреки всему происходит же!)
любовная драмаЯ подписалась на роман с Луканисом, зная, что без участия Рук у него могут завязаться отношения с Нэв. И всю дорогу я наблюдала их взаимный флирт и недоумевала, почему мне не достаётся вообще ничего. В какой-то момент прям обидно стало и я почувствовала себя на месте героини с разбитым сердцем, с горя пошла к Эммрику, немного отвела душу на его симпатии (фанонила, что Эммрик весь этот трагический любовный треугольник имеет сомнительное удовольствие наблюдать). А потом вдруг случился квест в тени про внутренних демонов Луканиса, в котором я себя прямо-таки Эвридикой почувствовала и уверилась, что мне более чем позволено после этого у Нэв Луканиса отбить.
Не сказать, что последний оказался к этому готов, но я убедилась в том, что ему в самом деле было сложно поверить в то, что гг не всё равно. И ему преступно долго было сложно в это поверить хд И хотя его приход в финале был мне практически безразличен – не в том состоянии Рук была, – впоследствии я пересмотрела своё мнение, потому что любви для Рук очень хотелось, она её заслужила, пусть мне и не нравится эта формулировка.
Одним из недостатков игры многие называют текст. Он преимущественно сухой и неинтересный. В целом, да, но и игра проще стала, так что одно другому соответствует. Я была готова к этому, потому что частично читала «Тевинтерские ночи», на примере которых оценила уровень сценария современной BioWare. Неприятных открытий в игре не случилось. Игра во многом опирается на бонусные материалы в виде рассказов и комиксов, что не есть плюс с моей точки зрения: сначала основа, потом бонусы, а не наоборот. Ну да мы помним про десять лет. Уж так вышло, что верные маркетинговые решения в целом не являются характеристикой DAV Тем не менее, рассказы позволили получить некоторое представление о напарниках. Откровенно говоря, я на основе этого ожидала, что будет хуже хд В действительности, не могу сказать ничего плохого, никто меня особо не бесил и не раздражал.
Тааш досталось, кажется, больше всего народной «любви», но мне было норм, тема с небинарностью меня от неё не отвратила. Всю дорогу я воспринимала её исключительно запутавшимся ребёнком и если что-то меня и сквикивает, то это несоответствие персонажа его психологическому возрасту. Ну зелёный подросток же, даром, что самая большая (и, имхо, красивая) в команде. В юном возрасте многие могли себя чувствовать, как она, другое дело, что в игре это всё на полном серьёзе обсуждается. Ну да это дивный новый мир, ждём, когда маятник качнётся в обратную сторону.
Я ожидала, что Эммрик будет кем-то вроде Мордина, в целом так оно и оказалось, что для меня явилось существенным плюсом и поводом любить персонажа безусловной любовью заранее. Ну и в целом он оказался для меня особенным, потому что я отыгрывала мага-некроманта из Дозора Скорби, мы были коллегами и было приятно играть в друзей на одной волне (Кассандра одобрила бы выбор Варрика))
Даврин такой обычный dude with a dog, а ещё Серый Страж, готовый драматично помереть в любой подходящий момент, но больше первое) С ним мне было комфортно, приятный мужик. Блэкволл с деревяшками справлялся лучше, правда, но у Блэкволла не было собаки, в смысле, грифона хд Вот грифон – Ассан – мой любимый сопартиец однозначно
Луканис это какое-то недоразумение, а не персонаж, ну да я романом обижена У него потенциально один из самых интересных бэкграундов, но тема с одержимостью не раскрыта практически никак, а драма с родственниками такая банальность и вообще ни на минуту не про жестокий клан убийц или мафию. Но Луканис красивый и, как бы то ни было, спасибо Злости за один из лучших квестов игры.
Беллара внезапно оказалась заячкой, милейшая особа, весьма приятная, не Жози, но где-то рядом. Нам с Эммриком в общем нравилась) Драмой её я не прониклась – ну да драма эльфов вообще вся целиком не моя чашка чая, меня ею ещё в DAO достали, и почему никто не сказал эльфам бомжам из Ферелдена, что можно быть крутыми вейлджамперами хд – но на фоне остальных сопартийцев она прям какую-то нежность вызывает)
Хардинг не вызывает, потому что это блин не Хардинг, какой она была в DAI. Лор гномов мне был интересен, но передать его через личный квест было не очень хорошей идеей, там в итоге весь характер затмила вдруг приобретённая идейность. Но внешне она лапочка, рада, что свела её с Тааш, запомню диалог с Луканисом на кухне, но в остальном meh.
Нэв – нууу… Миранда без внешности Миранды, типа стерва с золотым сердцем, крутая ищейка, но, как и Луканис, досадно зацикленная на одном городе. Из-за того, что я предпочла Тревизо Минратоусу, с ней у меня словно бы наметился разлад, внесший некоторую шероховатость в общение, но я не уверена, что я её не придумала из ревности Всё равно хорошая подруга, мило себя проявившая и с Белларой, и с Тааш.
Ещё про Соласа надо сказать. Мне он был практически безразличен в DAI, а тут прям понравился, тут всё оказалось кстати и к месту, интересно было с ним общаться. Его пикировки с Рук одна из лучших составляющих игры, имхо. Вот почему сразу с ним так нельзя было?)
В общем, после прохождения в голове много мыслей и только часть из них мне удалось сформулировать здесь. Подытожить можно словами из чужой рецензии «хорошая игра, плохая Dragon Age», но тут надо смотреть, как игра сохранится и что за ней последует, потому что, на мой взгляд, она ничем не хуже предшественников и точно лучше их хотя бы по части геймплея, но хуже в плане текстовой составляющей и персонажей. Мне правда хочется, чтобы DAV стала любимой игрой серии для нового поколения игроков, если уж от ветеранов снисхождения не дождаться
Пусть у студии будет будущее. Будет оно, будут и игры, которые могут понравиться больше
Хотя предварительно говорили, что dlc для DAV не планируется, но позавчера, когда я закончила играть, первым делом подумала, что хочу ещё. Может и бог с ним, с dlc, но подготовить патч, который бы дополнил игру новыми сценами, было бы здорово. Сюжет не перепилишь, фарш назад не прокрутишь, но доработать то, что недоработано, было бы не лишним. Даёшь романтический патч, расширяющий ветки романов! Girls can dream по крайней мере)