"...saigo wa warau sa"
«Прокляты мы, — кричали они, — те, кто отрекся от ревнивых богов, и теперь мы брошены».
И другие голоса отвечали им, говоря так:
«Помните о Войне Предателя.
Помните Предателя, который поклялся разрушить Стену.
Имейте терпение, ибо он вернётся…»
(Из книги «Город Правосудия»)
«У богов двуногих извращённое чувство правосудия.
Но, возможно, это такое чувство юмора».
(Окку)

читать дальше
Грубо говоря, два дня своей жизни я угробила на то, чтобы пройти «Маску». Спасибо непрекращающемуся дождю. Стоила ли игра свеч? Определённо. Лично мне «Маска» доставила массу удовольствия.
читать простыню?
Для начала скажу пару слов о скучном – о технической стороне вопроса.
Начну с того, что кампания сама по себе небольшая. Если не тормозить и не спать, то за сутки она проходится спокойно. К слову, к «не спать» я была близка.
По сравнению с основной кампанией графика кажется словно бы красиво причёсанной, но, думаю, что подобное впечатление производят просто совсем другие локации, другой мир, другая атмосфера (о которой много и с восторгом я скажу, быть может, ниже). Локации/декорации и правда красивы, интересны и разнообразны – их, локаций, мало, но эти качества точно являются для них характерными (не в пример более позднему второму DA, где одну пещеру от другой не отличишь).
Правда, герои всё так же страшны, и чтобы сделать мало-мальски привлекательного внешне персонажа нужно постараться и пережить не один удар, нанесённый по чувству прекрасного.
Плюс полностью поменялся саундтрек, который я теперь с удовольствием слушаю отдельно от игры. Озвучка основных героев тоже радует. Тут ситуация такая же, пожалуй, как и с локациями – героев мало, но они все одинаково хорошо проработаны и прекрасны. И, ура: к «платиновому» изданию персонажи начали бормотать заклинания иначе, а не как это было в первом NWN – пустячок, а приятно.
Далее – сюжет.
Сценарий лично мне доставил от и до. Будь он книгой, я бы с удовольствием прочитала. Теоретически «Маска» является продолжением оригинальной кампании, но здесь всё кажется другим, непривычным, странным – весь мир такой, что лично в моих глазах превращает «Маску» не в сиквел, но спин-офф. Увы, я совсем не помню «Ночи Андердарка», может, там было нечто похожее, но всё равно уровень в «Маске» совсем иной просто по качеству, по возможностям железа.
Офф.топ о возможностях железа, раз уж я упомянула: представляю, какую можно красоту делать с помощью мастера создания модулей…
Так вот, сюжет… А что о нём говорить? Я сказала, что он доставил? Ну да. Но он таки простой, завязка-то банальна, но это всё спойлер. Я и вовсе не имею ни малейшего понятия, что есть сложный сюжет. Но таки ниточка за ниточкой приходить к этой банальной завязке было очень увлекательно. Не в сюжете как таковом дело, а в том, как он подан и тут мы плавно переходим к следующему пункту: мир и атмосфера.
Как я уже говорила, всё здесь не такое. Действие разворачивается не на Береге мечей. Нет здесь набивших оскомину Невевинтера, Лускана, Порт-Ласта и т.д. Мы в Рашемене – загадочная далёкая страна, не имеющая с Невевинтером ничего общего, начиная архитектурой, заканчивая религией.
Кстати, на религии тут всё и построено, что придаёт скромному 24часовому действу эпичности, закрученному вокруг самых что ни на есть обычных людских чувств и эмоций. Снова и снова происходящие события поднимают вопрос веры: стоит ли поклоняться слепым к нашим бедам богам? Что они хорошего сделали? А ничего! Ну и начхать на них.
А, поди ж ты, любезный, кто ж так к богам относится? Ну как сейчас замуровать тебя в Стену Неверующих – совсем по-другому заговоришь. И клясться будешь и умолять. Несправедливо? А кто здесь говорит о справедливости? Мир жесток, но надо же как-то порядок наводить. Кому как не богам выполнять эту грязную неблагодарную работу. И нечего против нас восстания поднимать – аукнется. Говоришь, ты тут вообще не при чём, дескать, проснулась чёрте где, без памяти, никого из знакомых вокруг и вдруг тебе говорят: ты «пожиратель духов». И ни о каких стенах ты слыхом не слыхивала, и кто такой Акачи-предатель знать не знаешь. Жертва обстоятельств, что уж тут сказать – не повезло, сочувствуем. И, нет, мы не просим мир спасать, понимаем, что не в том ты состоянии. Тебе бы для начала себя спасти, в ситуации разобраться. Не до восстановления мирового порядка, вроде как. И всё равно ведь грозно потрясаешь кулаками, грозя нам, богам, расправой. Ну-ну. Был тут один такой, воинственный, так… но это спойлер.
Как-то меня занесло. «Маска» вдохновляет на графоманство. Но, в общем-то, так дела и обстоят, в общем и целом.
Что подкупает в «Маске» – проработанность мира. Та самая религия, история и, внезапно, сны – всё это причудливым образом переплетается и на выходе получается вещица диковинная, но этой своей диковинностью определённо цепляющая. Музыка и внешний вид мира создают настроение, ту самую атмосферу, которая подпитывается необычной историей, пряным соусом к которой является незыблемое божественное вмешательство – а поверх всего этого – сонный флёр. Всё есть сон – во снах всё что угодно можно себе навообразить. А всё почему? Причины могут быть различны, но таки любовь – до сих пор самая сильная из них.
Вот именно на сон всё путешествие и похоже. Иногда этот сон сменяется тем, что действительно является сном. Но всегда, когда ты просыпаешься, грань между одним сном и вторым стирается, так что и боги оказываются так близки, что с ними можно вести беседы на равных. И кем бы не стал Акачи-предатель, важнее, кем он был, завоевав любовь одной женщины, уважение многих соратников, ненависть других, страх третьих, и, в конце концов, смесь уважения вкупе с изумлённым «да вы издеваетесь!» со стороны богов, которых предали, замахнувшись на то, чтобы занять их место. А Боги завистливы. И они тоже спят и, должно быть, видят сны.
Как сказал медведь Окку, пожиратель духов – ночной кошмар всех живущих в Рашемене духов. Должно быть, не только их. А может и вовсе никакой не кошмар, а спасение. Тут уж всё в руках играющего. Но, подозреваю, что никогда я не прочувствую разные концовки игры, уж точно заочно «тёмную» сторону я не выберу – да у меня ж рука не поднимется на Окку!
И таким образом мы подошли к персонажам.
Не скажу, что компаньоны в оригинальной кампании были слабы, нет, отнюдь. Но, как я уже не единожды упоминала – дело в количестве и сопутствующем качестве. Кампания NWN2 – большая, «Маска» – маленькая. Даже если и были герои разнообразны и интересны в оригинале, не было возможности узнать их всех одинаково хорошо. По сути то, мало-мальски сюжетную ценность имеют лишь Шандра, Епископ и Амон Джеро, квесты же остальных являются бонусом, на который можно и забить. А в «Маске» основных компаньонов всего лишь четверо, каждый из которых по-своему важен. Каждый раз можно взять троих, т.е. так или иначе со всеми пообщаться успеешь, узнаешь историю каждого.
Ну-с, по порядку.
Первая, кого мы встречаем в самом начале игры – красная волшебница Сафия.
Красных волшебников в Рашемене не жалуют. Их знают как жестоких тиранов, не гнушающихся ничем. Но Сафия не является типичным представителем их братии. Она любознательна, прямо-таки повёрнута на големах и их создании, всегда радуется, когда ГГ проявлен интерес к каким-либо механизмам, да и вообще действует разумно и рационально. Не так уж просто развязать ей язык, она не особо-то стремится рассказывать о себе, тон её голоса кажется холодным и отстранённым, когда ты затрагиваешь тему, ей неприятную. Особую помощь в локациях она оказывает разве что вначале, когда кроме неё всё равно никого нет, в Затопленном городе и в, разумеется, в академии магов.
На её возможную роль в сюжете неоднократно делались намёки – есть у Сафии некоторая особенность: периодически она слышит голоса, какофония неразборчивых голосов раздаётся у неё в голове, о которой она или ничего не знает или не хочет говорить. А ещё все красные волшебницы, мало-мальски значимые для повествования, тут едва ли не на одно лицо… что бы это могло значить?
Второго своего компаньона мы находим в тюрьме.
В чём же его преступление, из-за которого он готов нести наказание? О, вне всякого сомнения, преступления превосходящего по тяжести не придумаешь. Ганнаев – Ганн из Грёз – слишком красив, чтобы жить на белом свете. Да и от девушек, покорённых им, нужно где-то прятаться. И, казалось бы, о боже, нарцистичный идиот – уберите из кадра. А вот нифига. Над ним можно посмяться, пошутить и он посмеётся вместе с вами. Он остр на язык, ему не составляет труда отвечать колкостями, если вдруг вы с ним повздорили. Но с ним легко поддерживать дружеские отношения, если выбирать в меру саркастичные реплики, время от времени добавляя что-то серьёзное.
Цитата:
Я был зачат как идея, как мимолётная мысль, которой пришлось в одиночку выживать в этом суровом краю. Такая жизнь сделала меня сильным, ловким… и чертовски привлекательным.
Ахиллесова пята Ганна – его семья. Что-то в стиле «Так ты сирота? – Сирота. – А мама, папа есть? – Мама, папа есть». Ганн – полукровка – сын карги и человека. О своём происхождении лишний раз заговаривать не любит, ибо не знает причин, почему родители его бросили. Вот и говорит Ганн загадками, дескать, он порождение сна. Да, его способность входить в чужие сны самая что ни на есть реальная. А поскольку со снами в игре много связано, неудивительно, что Ганн для меня стал самым близким компаньоном, ведь с ним я провела больше всего времени. А ещё Ганн не верит в богов, потому ему как никому другому приветственно машет издалека почётное место в Стене Неверующих.
Ганн – единственно возможный романтический интерес для девушки-ГГ (как и Сафия для мужчины) и «романтическая» ветка с ним кажется мне очень насыщенной и интересной. И пусть романтика, к которой всё это приходит, как всегда за уши притянута – Ганн отличный друг и компаньон, с которым приятно иметь дело.
Я брала его везде. Ну и правда, Ганн сильно помогает. То где-то в сон приходится проникнуть, а где-то поработать языком, который у Ганна на лесть заточен как надо. Но, конечно, чисто Ганновская локация – Затопленный город.
Далее полу-небесное создание то ли девушка, то ли видение Каэлин, жрец Илматера.
Мне очень нравится её внешность, её голос, но всё-таки её почти что фанатичная вера и готовность страдать за всех мне не нравятся. Её мечта – разрушить Стену, ведь она убеждена, что души, заточенные в ней, не заслужили подобного наказания, которое несоразмерно их грехам. В общем, идеалистка жуткая, меня такие люди в некотором роде пугают, как и Ганна. Ну, оно и понятно: человек, который кичится своим неверием, ни во что богов не ставя, ясен пень будет испытывать некоторую неловкость, когда рядом с ним будет находиться самая что ни на есть всамделишная небожительница, которая так убедительно рассказывает о своей вере, что хочешь не хочешь, а поверишь в то, что хотя бы часть её слов имеет смысл. От такого бежать хочется, заткнув уши. Но благо Каэлин никогда не бралась кого-то воспитывать и зазывать на свою сторону. Вера – явление сугубо добровольное. Пинать на того, кто не видит смысла верить в того, кого никогда не видел, совершенно бессмысленное дело. Каэлин к этому относится спокойно. И отчасти поэтому она презирает Стену, ведь в ней такие вот люди и заточены, что готова чуть ли не на сторону дьяволов встать, лишь бы её разрушить.
Она приверженец Акачи, мечтающая повторить его «священную войну», считая её походом во имя справедливости. А по мне, так Акачи всё это затеял с одной единственной целью, вовсе не собираясь спасать всех. Но большинство считает иначе и эта вера, которая помогает им держаться, осудить их не в чем. Но о всепричине я уже говорила выше, вот в чём истинная сила, брат, ага. Но не смотря на это, Акачи прозвали Предателем. Да, ревнивы боги.
В общем, я отвлеклась. Каэлин очень красивый, по-своему интересный персонаж, но из всей четвёрки для меня она оказалась наименее близка, хотя положительные с ней отношения у меня сложились легко. Где она нужна? А шут знает. В сюжетном плане она имеет значение лишь при первой с ней встрече в хранилищах Мулзантира (и то первый раз я умудрилась что-то не то ляпнуть, так что уговаривал её к нам присоединиться Ганн).
А ещё Каэлин не различает цветов, но хорошо видит чувства других людей. При этом она всегда невозмутима. Действительно, пугает.
И последний, которого нам пришлось убивать аж целых два раза, прежде чем он присоединился к нам – медведь Окку, бог духов Рашемена.
Папаша-медведь, как его любовно прозвал Ганн. И таки да, папаша, ревностно следящий, чтобы нерадивое дитя (в лице ГГ) не наворотило дел, не наломало дров и не брало в рот всякую гадость. ГГ не первый в жизни Окку пожиратель духов, были другие, но неизменно все заканчивали одинаково. Окку считал своим долгом защищать Рашемен и его духов от пожирателя, то было обещанием. И тут снова, свалилась на голову оказия в моём лице.
Поддерживать с Окку хорошие отношения легко, если бороться с голодом, подавлять его. Трудно только вначале, а потом голод и сопутствующая нехватка энергии тебя практически не беспокоит. В этом плане игра за «светлую» сторону, имхо, куда проще, чем за тёмную.
Мне Окку нравится, он славный, хороший зверь да и нужен много где. К тому же он единственный боец в партии, который никогда лишним не будет.
И особенно мне нравится, какие отношения у него сложились с Ганном, он, бывало, выдавал такие комментарии, против которых даже Ганну нечего было возразить хд Вся четвёрка героев особо друг с другом не контактируют, так что Ганн и Окку едва ли единственные, кто порой обмениваются колкостями. Самый сильный дух в округе и шаман – отличный дуэт.
Цитата:
– Мои зубы не намазаны мёдом, как твой язык, Ганн, но они одназначно острее. Интересно…
– Замолчи!
Не считая Окку, предпочитающего полежать где-нибудь на травке, вся компания ютится в театре «Вуаль» – ещё одно место, которое придаёт Мулсантиру особый шарм.
Цитата:
То, что видят зрители и то, во что они верят, сильно отличается. В этом театре твоё лицо – просто маска, и зрители увидят то, что за нею скрыто – истину.
А у города Мулсантир, к слову, есть брат-близнец – теневой Мулсантир и это тоже очень здорово.
В общем, всё описанное сложилось у меня в голове в такой прекрасный фанон, что хочется прям взять и побежать писать. Что угодно) Просто они вдохновляют. Такой замечательный канон, с которым мне вовсе не хочется расставаться.
Достаточно было в «Маске» забавных квестов, необычных локаций, но таки самым полюбившимся мне местом стал Затопленный город, город, где спит каргов шабаш. С ним у меня было много проблем, но и с ним связаны самые классные полюбившиеся мне части игры. Блуждания по лабиринту под сводом которого разносятся дикие крики и песни отчаянной карги, не способной заснуть (пройдите эту локацию ночью, не включая в комнате свет – не пожалеете); путешествие по снам, в одном из которых приходится выступать в театре, играя роль того самого Предателя, а в другом – встречаешь заточённого в Стену Епископа; и самое прекрасное – прекращение сна спящего шабаша, когда разрываешь сон руками – со слов не понять, но ощущения в самом деле удивительные. В общем, было хорошо.
Дорога к Затопленному городу
Шабаш спящих ведьм
Ещё была академия. Я её не очень люблю, но и с ней связана пара забавных моментов)
Цитата:
Похоже, красных волшебников не смущает тот факт, что на коридорах валяются труппы. Обучение превыше всего.
Или:
– Что следует сделать прежде всего при извлечении души? Что скажет Отжит?
– Заткнуть рот подопытному?
– Кто скажет мне, в чём ошибся Оджит? Бахири?
– Прежде всего нужно связать подопытного, иначе он просто вытащит кляп.
– Совершенно верно, Бахири. Если подопытный убегает, с ним невозможно работать.
Но самое лучшее, что было в академии – это демоны-торговцы. Феерический дуэт

Цитата:
– Чем мы можем помочь тебе, смертная?
– Я принесла душу, которую вы просили.
– Хм, вот как. А у нас есть пожизненный пропуск во все небесные миры, который мы получили за помощь сиротам. … Будь я проклят, Оронок, это похоже на реальный товар!
– Ты же помнишь, мой черепно-травмированный друг, что вероятность существования подобной души равна ну…
– Взгляни на неё сам, мой церебрально недостаточный коллега!
К слову, раз уж я упомянула, о Епископе. О как я была рада встрече с ним, хотя у него не было ни лица, ни прежнего голоса, но по словам – тот самый сильно полюбившийся мне по оригинальной кампании Епископ. И едва ли не первая его реплика связана с Касавиром хд. Если утрировать, то получается как-то так:
«Ой, а где ж то наш Касавирушка, как же ж ты без него-то? Не знаешь, что с ним случилось? … Ну, если я встречу его в Стене, то обязательно передам от тебя привет. Мы будем вдвоём сидеть и вспоминать былые деньки, перемывая нашей предводительнице косточки. А что это за чудо синенькое такое с тобой? М-м-м, важный друг. Парень, ты с ней поаккуратней, она держит тебя рядом, пока ей это удобно, а сама ведь меняет мужиков как перчатки».
Это было смешно, вот правда. И Епископ был относительно доволен своей участью. Что меня особенно порадовало – он был тем, у кого я взяла одну из частей маски Предателя. Мне нравится этот символизм.
Что касается прочих моих компаньонов, то, судя по словам Амона Джеро (которого тоже можно встретить в аддоне), всё печально и безрадостно, ибо в живых остались только он, да ещё Келгар и Нишка. Жаль. Я эту парочку, конечно, тоже люблю, но всё-таки. Куда ж мне теперь возвращаться-то? К любимому папке в деревню? … Не звучит как-то даже)
Ох, я, кажется, всё сказала. Или нет?.. Нет. Ещё хочется поделиться фаноном по финалу. У меня получился хэппи-энд в стиле «жили они долго и счастливо, и не умерли», который не совсем меня устраивает. Мне не жалко, нет, просто хочется подробностей.
Претензий к Сафии и Каэлин не имею. Первая после снятия проклятья «пожирателя» осталась моим добрым другом и возглавила академию. Каэлин продолжила «священную войну», став символом-надеждой для погибающих в Стене душ, заплатив за это своей святостью (крылья её почернели). Окку я желаю только счастья и потому хотя бы ради него я выбрала снятие всего проклятья, вместо того, чтобы спасти только себя – ещё долго он будет жить и здравствовать, охраняя покой духов Рашемена.
А вот что касается ГГ и Ганна…
Меня очень радует, что даже если ты не отвечаешь на любовь Ганна взаимностью, после финала он всё равно остаётся с тобой (при высоком влиянии) вне зависимости от того, снял ты проклятье или нет, если ты, конечно, позволяешь ему остаться. Тогда вы путешествуете вместе ещё некоторое время, оставаясь друзьями. В самом лучшем варианте ГГ и Ганн женятся.
Из прочих возможных концовок мне ещё нравится вариант, когда Ганн вступает в актёрскую труппу «Вуали» и выступает в спектаклях, добиваясь бешенной популярности, а потом уходит без следа, в закат, ибо что-то ему не так. Это в случае, если ГГ не позволяет ему остаться радом. И вот от этого мне и хочется плясать. В свою очередь ГГ тоже не может найти своё место. Она возвращается на время в Невевинтер, но понимает, что всё уже не то, что-то не так. Вместе с чужим голодом было утеряно безвозвратно и что-то своё – ГГ хочется это отыскать, вернуть, и она снова отправляется в странствия. Может, она встретится с Ганном, наверняка, ведь во снах их не разулучить. Как-то так.
В общем, пора бы уже заканчивать эту простыню.
Цитата:
Ведь мы всего лишь прошли по снам, теневым мирам и подводным городам – до самого царства мёртвых… Конечно же, нас ждут новые дороги.
«Маска» определённо заняла место одной из любимых кампаний.
Теперь уж точно всё.
@темы: Perfect Persons, " Больной Безумный Мир ", Я - Фанат, рецензии, Games, "...we still believe in love...", "Это ведь happy end, да?", NWN