«Жить здесь и никогда не возвращаться в мир асфальта, торговых центров и сборной мебели, жить здесь с Чарльзом, Камиллой, Генри, Фрэнсисом, может быть, даже с Банни и быть уверенным, что никто из нас не обзаведется семьей, не уедет домой, не найдет работу в каком-нибудь городе за тысячи километров отсюда – одним словом, не запятнает себя ни одним из тех предательств, которые совершают друзья после колледжа; жить и знать, что все останется в точности таким же, как сейчас, – эта мечта была поистине божественной, и я не знаю, верил ли я даже в тот миг, что она может сбыться, но мне хотелось бы думать, что верил».
– Может быть, что-то случилось? – нарушил молчание Фрэнсис.
– Не говори ерунды. Что могло случиться?
– Всё, что угодно. Может, Чарльз потерял голову, выкинул какой-нибудь фортель…
Генри взглянул на него с ядовитым скепсисом:
– Успокойся. И где ты только набрался этой достоевщины?"Жизнь вдруг стала полна несказанного драматизма"Последние страницы автор посвятила упоминанию в паре предложений судеб каждого из персонажей книги. Я читала это, остро ощущая охватывающее меня раздражение: «Плевать, плевать, мне это абсолютно неинтересно», – думала я, едва фиксируя в голове то или иное имя. А потом книга закончилась. Была бы она у меня бумажной, я бы в следующую секунду открыла первую страницу и начала бы читать снова. Собственно, это желание – начать сначала – у меня возникло, едва я только начала читать. Я была очарована.
Предварительно нужно отметить, что в полной мере оценить глубину проработки автором написанного я не могу, за неимением соответствующего образования. Все мои знания о культурном наследии греков ограничиваются парой часов лекций, вошедших в курс общей философии, худо-бедно прослушанной в техническом университете. Но я могу оценить красоту формы. Читать было одно удовольствие. Вначале даже возникла предательская мысль, что до сих я тратила время на чтение какой-то несусветной чуши. Но очевидно, разные книги хороши по-разному. И перескажи я «Историю» простым языком какому-нибудь приятелю, убеждена, получится то ещё мыло. Но это означает лишь то, что рассказчик из меня так себе. А вот из Донны Тартт, говорящей со страниц голосом Ричарда, рассказчик (лектор, я бы даже сказала) прекрасный.
С учётом сделанной в отношении себя ремарки, пересказывать события, завязку, я не стану. Да и нечего тут, по сути, пересказывать. Интрига, кажущаяся поначалу главной, раскрывается с первых же страниц. Условно первая книга представляет собой детектив наоборот: совершено убийство, преступник известен. Но автор описывает то, как события развивались, как они пришли к тому «драматическому изъяну», что оставил отпечаток на жизни каждого из героев, и в процессе чтения понимаешь: даже с заранее раскрытой интригой чтение вовсе не оказывается скучным и даже наоборот. За мало что значащими событиями раскрываются герои и это цепляет. Описываемые чувства, эмоции, рассуждения очень хороши. Удачные ёмкие фразы дают доступное представление о происходящем. Было здорово узнавать что-то знакомее, испытанное на собственном опыте. И – чисто субъективно – хочется отметить правдоподобность. Выведенная в эпиграф смеха ради цитата, в общем-то, отражает мои впечатления. Не Достоевский со своим монументальным «Преступлением и наказанием», но что-то более близкое и понятное по духу, не менее при этом глубокое.
Стоит отметить, что главные герои – студенты-мажоры (и сочувствующие) – всё время курят, пьют, принимают наркотики. В общем, ведут не особенно здоровый ни в физическом, ни в моральном плане образ жизни. Можно представить, какие мысли могут господствовать в их светлых умах. Лично меня это нисколько не смущало, но я видела комментарии оскорблённых моралофагов, так что, наверное, это важно.
В книге 149 ссылок. Не то число, за которое данное художественное произведение можно заподозрить в заумности, но вызывающее уважение, пусть и не сопряжённое с немедленным желанием ознакомиться с тем, что автор, создавая бэкраунд, упоминает. У «Истории» есть стиль, во многом обуславливающий происходящее. Углубляться в детали мне, человеку неискушенному, было откровенно муторно, но впечатления от чтения ничем не были испорчены. История целиком погружает в себя и это здорово.
Упоминания Дэвида Боуи со своей «Одиссеей» и Артюра Рембо с известным даже мне стихотворением так и вовсе меня умилили по понятным причинам)
Не о всех героях истории хочется говорить. Практически равнодушной меня оставили близнецы. Камилла в роли femme fatale не впечатлила совсем. Абсолютно точно сохранял мои читательские симпатии Фрэнсис, просто потому, что всё с ним было понятно. Остальные герои более чем спорные. Банни, казалось бы, простой как два пальца, но про него нельзя сказать, что он был адекватным или противным, или здравомыслящим, или ещё каким. Он просто был. И одним только этим доставлял проблемы. Ричард, в общем-то, типичная посредственность, скорее отталкивающая, чем притягивающая своими попытками прикинуться кем-то другим, но примеряющая с собой мыслью, что все мы немножко Ричард. Джулиан интересен лишь как дополнение к Генри, не более. А сам Генри… По личным впечатлениям скорее да, чем нет. Т.е. мне он очень понравился. Сложный, многогранный персонаж. Но я не ввяжусь в спор с тем, кто назовёт его плоским и сумасшедшим. Нет и не может быть здесь однозначности. В этом и прелесть всей книги. Поэтому хочется перечитывать. И я не могу придумать, что ещё такого сказать, чтобы стало яснее ясного, что мне понравилось. И невозможно сказать, что конкретно мне понравилось. Язык. Атмосфера (не скажу "интеллектуальность"). Порочность героев. Убедительность реакций и ненавязчивый психологизм.
Избегая возможных спойлеров, здесь я и остановлюсь. Книге, как и мне, 26 лет. В 92 году она была признана бестселлером (собственно, по этой причине я и начала её читать). Так что – рекомендую. Одним только этим пожеланием, в принципе, можно было начать и закончить мой отзыв.
![](http://c.radikal.ru/c30/1901/02/78530bf9bb8et.jpg)
tumblr.
![](http://d.radikal.ru/d31/1901/fb/822dc202343f.gif)
tumblr.
@темы:
Perfect Persons,
" Больной Безумный Мир ",
Я - Фанат,
"...we still believe in love...",
"Это ведь happy end, да?",
Art (С),
Книги,
Цитаты,
Комментарии