Длительные новогодние выходные нужны для того, чтобы начать год правильно. Возможностей масса. Например, можно разлагаться на диване перед телевизором. Найти по программе интересующую передачу и ждать её выхода – с приходом интернета подобное времяпровождение осталось уделом старших поколений, но кто бы мог подумать, что это всё ещё может доставлять удовольствие)
Так вот, пересматривать ЗВ я не планировала. Но они были в программе одного из телеканалов — по эпизоду в день в хронологически верной последовательности в хорошее вечернее время. Таким вот образом и оказались пересмотрены (в очередной раз) эпизоды I – III и «Изгой». Что я имею сказать по этому поводу.
"I had a bad feeling about this..."Уверилась в том, что основной конфликт всей франшизы – противостояние империи и республики (повстанцев), светлой и тёмной сторон силы – меня не то чтобы раздражает, но вызывает очень близкие к этому чувства. В детстве это было ок. Я переживала за добро и видела зло злым. Но сейчас это так уже не работает. Хочется оттенков, хочется более сложной конфликтологии. Но канон таков. Он необычайно широк и глубок в возможностях, но угнетающе прямолинеен в основополагающих вещах. На весь третий эпизод смотрела сквозь пальцы, потому что сил не было терпеть это пафосное злодейство Палпатина и баранью упёртость в своих постулатах ордена джедаев. Падения Энакина можно было избежать сотней способов, хотя бы предугадать худшие последствия, но нет. Вместо каких-либо активных действий, вместо использования мудрости-хитрости, Йода и компания натужно хмурили лбы и пространно воспроизводили вслух какую-то рандомную хрень, все при этом видели, что дело пахнет керосином, но никто ничего не делал. Чему быть того не миновать, философия невмешательства, но совсем не приукрашенная мало-мальски удобоваримым объяснением. Таков путь не иначе как. И все они там не ангелы же, следуют приказам, убивают, точнее, устраняют угрозы, но все сохраняют прямо-таки кристально чистые психопаспорты. Потому что какой-то там кодекс. Ну-ну. На фоне джедаев к Палпатину у меня вопросов нет. Он злодей, всё ясно, работает в направлении исполнения своего злодейского плана, логично. Но его приёмчики такие... толстые, что становится неловко. Но в формате мира они работают! Это просто-напросто неубедительно с моей текущей точки зрения, но, впрочем, так есть. Но всё равно. Ну, люди, ну как так-то, ну?
Что касается истории становления и превращения Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера, то здесь всё нерадужно. И вовсе не потому, что Хейден Кристенсен как-то не так сыграл (никогда не понимала к нему претензий), а потому, что играть особо и нечего было. Опять же по причине ярко выраженной и тем ограниченной полярности добра и зла в каноне. Человек просто пожелал уберечь любимую – это я предпочитаю считать отправной точкой, раз уж у нас тут сказка (хотя возможны варианты, конечно), – а в ответ вместо сочувствия от вроде как соратников получал только кусай клещей пей кровь у комаров «отринь всё мирское, пока оно не отринуло тебя». Ну спасибо. Юноша с амбициями, возможный герой пророчества, не единожды уже ввязывавшийся в авантюры, ко всему прочему ещё и влюблённый – ну просто бомба с часовым механизмом, а ему только и твердят что про необходимость обуздать свои чувства. Да что угодно сказать можно, делать-то что?! Немудрено, что у более словоохотливого всеми любимого «hold my beer»-сенатора лучше получилось на Эни повлиять. Но и последствия перехода на темную сторону гротескно вычернены и нелицеприятны. Итого имеем дико психующего невменяемого Энакина и конечно же скрепя сердце калечащего его сияющего Оби-Вана. Во Тьфу
Кстати, про них. Что-то как-то не хватило мне чего-то. «Он мне как отец» – «Он мне как брат» это, конечно, хорошо, но слишком размыто, трактовать как угодно можно и выискивать детали в дополнительных материалах. Потому что в фильмах имеем мы следующее: эпизод I – «Энакин, это Оби-Ван, Оби-Ван это Энакин»; эпизод II – «Прошло десять лет». Кхем Когда Квай-Гон погиб и шефство над Энакином взял Оби-Ван он сам был ещё юнцом зелёным, а быстро развивающийся Эни во всём его превосходил. Хз, что там на душе у Оби-Вана могло происходить. Точнее, что угодно, но только в фанфиках, потому что канон даёт простую установку: если ты на стороне света, то ты добрый. Оби-Ван добрый, да. Но где, блин, были твои глаза?! Впрочем, я всё же склонна Оби-Вана всячески оправдывать и верить, потому что Макгрегор что он бы поддержал Энакина, если бы они общались больше и лучше. В целом же, Оби-Ван был так себе учителем, с преувеличенным, кажется, энтузиазмом хватающийся за любую возможность свалить и избежать ответственности.
Ещё нужно сказать про любовь. Ну вот с какого перепугу? Ладно Эни, его можно понять. Но как понять Падме? Прекрасная революционерка и королева вначале, дальше она вдруг на пустом месте превращается во влюбленную. Я не увидела для этого никаких предпосылок. Кроме одной: всё та же каноническая простота. Падме добрая и чуткая, а Эни дивный юноша в загонах, не обделённый приятной внешностью, его хочется как-то уберечь. Сестрински-материнские чувства вижу я. Но потом случилась беременность. Эх... В общем, снова, десять лет большой срок и все герои из первого фильма другие во втором, можно не дурить себе голову, а принять как данность: изменились. У той же Падме гормоны. Но, блин, мало. Если не параноить, всё скучно оказывается)
Я бы говорила о первом фильме в отрыве от второго и третьего, они разные и о разном, как по мне. «Скрытая угроза» – идеальное кино для семейного просмотра, самостоятельный фильм, развлекательная сказка в которой ребёнка забирают от матери и умирает лучший джедай канона. А второй и третий эпизоды уже про Энакина, про его любовь и ошибку. Правда, между ними – семисезонные мультипликационные «Войны клонов». И я даже готова попробовать их смотреть)
Что касается «Изгоя», то он, после слегка опостылевшей своею драмой первой трилогии, смотрелся очень свежо. Мир звёздный войн без джедаев может не только существовать, но и здравствовать («Мандалорец» вот тоже о том успешно свидетельствует). Тема «повстанцы vs. империя», как я сказала выше, тоже не оригинальна, но в ней хотя бы без сомнительного морализаторства обходятся. Взаимодействия между героями здесь больше, чем во всей новой трилогии вместе взятой. И во фразе «Сила течёт во мне и я един с силой» магии не меньше, а то и больше, чем в шаманстве самих джедаев, что ограничивалось одними лишь поединками на световых мечах в предшествующих фильмах. Отличная подводка к «Новой надежде», вероятно, омрачённая лишь тем, что о героях, добывших план звезды смерти, никто никогда не вспомнит.
Ну и K2-SO, он заслуживает упоминания отдельным абзацем, потому что прекрасен Как, впрочем, и другие дроиды, истинные герои всей саги, повернее Палпатина