"...saigo wa warau sa"


со спойлерамиВторой сезон Холика продолжает быть свободным от кроссоверов произведением, он больше рассказывает об основных персонажах, чем привлекает внешние ресурсы в виде неважных npc'ов. Можно сказать, что даже есть общая тема: жертвы. Когда кто-то чем-то жертвует, делает ли он это ради другого человека или всё-таки ради себя самого? Чужая душа – потёмки, а люди видят только то, что хотят видеть или то, что позволяет видеть их мировоззрение. Возможно, они во всём видят себя.




У Ватануки множество проблем, но вслух он жалуется лишь на самые прозаичные из них. Химавари-тян опять улыбнулась Доумеки, Доумеки опять всё сожрал, а на Юко-сан и Мокону выпивки не напасёшься! Но на всё то, что важнее, сложнее и глубже, Ватануки никогда не сетовал, очень смиренный человек. Иногда его скорбь проявляется в поступках, спонтанных и нелогичных, в них раскрывается его характер, внутренний мир. При этом можно подумать, что он рассуждает так: раз уж он пережил всё это, то сможет выдержать ещё больше – Ватануки очень многое пытается взвалить на себя, даже когда речь идёт о чужой ноше. Даже если не может, если не имеет права, всё равно задумается о лазейках, которые позволят ему. Такой невротик с синдромом спасителя. Понимает ли он всех тех людей, существ, которых хочет спасти? Нет. Но под присмотром Юко он хотя бы учится это принимать. Но безболезненно у него не выходит.

В конфликте с паучихой пострадал Доумеки, но Ватануки посчитал, что жертвой должен быть он один. В том, чтобы игнорировать чувства Доумеки, он вообще достиг вершин мастерства, но следом потерпевшей оказалась и Зашкивараши, а Ватануки и тогда не пришло в голову подумать о том, что он делает не так. Неправильно игнорировать чужие жертвы. Да, ты можешь не понимать чувств этих людей или ставить свои чувства выше их, испытываемой потребностью обязательно вернуть долг ты игнорируешь внесённую ради тебя плату. Нельзя взваливать всё на себя, считая, что это только твоё дело и отмахиваться от людей, что вообще-то помочь хотят, добровольно, по своей воле, отчего-то тебе симпатизируя. Для этих людей ты что-то значишь и не надо на это что-то закрывать глаза, даже если оно тебе не по душе. И Доумеки, и Зашкивараши были готовы к последствиям, но к ним не готов был Ватануки и в своём желании нести ношу, страдать в одиночестве, он вроде как и заботится о других, а вроде как и проявляет эгоизм. Идёт ли речь об эмпатии? Ему проще самому лишиться глаза, чем смотреть, как из-за него глаза лишился кто-то другой. Но это его дискомфорт, а не дискомфорт того, кто пожертвовал. Ватануки не хочет, чтобы из-за него страдали другие, но в случае, когда это их выбор, он не имеет права их этого лишать, потому что тому другому человеку так же невыносимо смотреть, как Ватануки страдает в одиночестве. Поэтому правильно – делить тяжёлую ношу с кем-то, нести её вместе.

Следующая арка – Ватануки не мог оставить в покое Кохане, потому что видел в ней себя. Особенная девочка, которая видит то, что не видят другие, одинокая и непонятая – Ватануки полагал, что так хорошо её понимает и точно знает, что ей нужно. Забота, участие, любовь – он бросился говорить о любви уже во вторую или третью встречу. Но Кохане не он, она не сирота, у неё есть мать. И пусть та токсичная личность, эксплуатирует дочь и ограничивает её во всём, она делает это, потому что не знает, что делать правильно. Как вести себя с дочкой, у которой сверхъестественные способности? Ватануки потерял родителей давно, не успел даже столкнуться с похожей проблемой, – он готов забрать Кохане от матери, потому что полагает, что так будет лучше. Ему не приходит в голову, что мать не меньшая жертва, чем Кохане. И они должны разделить эту ношу между собой, Ватануки там лишний. Хорошо, что Кохане хватило сил самой принять решение, не поддавшись чужой столь удобной доброте.
Ватануки, впрочем, всё равно стал для неё особенным, потому что в чём-то оказался прав)

На фоне предшествующих событий особенно хорошей получилась завершающая сезон арка. В случае с Химавари у Ватануки не было ни шанса сказать «это из-за меня». Он может встать на защиту Зашкивараши, Кохане, ещё кого, но он бессилен перед Химавари и её неизлечимой проблемой. Для Ватануки, который по возможности возлагает на себя всё за всех, оказаться в позиции, когда ты просто не можешь с этим справиться, – большое испытание. Он ведь ещё и большой специалист по игнорированию проблем. Он мог догадаться, что с Химавари что-то не так давным-давно, но он отказывался даже думать об этом. Если я не могу это исправить, я буду это игнорировать, уйду в несознанку – такая позиция. И на этом фоне позиция Химавари тоже занятная: отдавая во всём отчёт, она продолжает в том же духе. Понятно, что Ватануки не хотел Химавари терять, но чего хотела Химавари, до какого состояния она хотела довести Ватануки? Чтобы он первым отступил, отказался от общения? Чтобы назвал её так, как она себя называла? Мазохизм такой? Эти двое стоят друг друга, правда. Но развязка получилась красивой. Ради спасения жизни Ватануки Химавари пришлось заплатить цену. Она получила его шрамы – безобразные рубцы на всю спину. Но она словно бы хотела их, хотела оказаться заклеймённой. Она не добилась отчуждения от Ватануки, но она всё равно получила след, который будет до конца жизни напоминать о том, что произошло, о том, кем Химавари является. Очень странная созависимая дружба, в общем. Хорошо, что есть Доумеки, будучи третьим звеном, он словно бы уравнивает их взаимоотношения, минимизирует их явную нездоровость.

Хотя это тоже спорное заявление) Ватануки ведь ни разу не упустил возможности сообщить Доумеки, что он не нужен, что он ему не нравится и т.д. Ватануки в чём-то безусловно цундере, но это не значит, что он говорит явную противоположность тому, что на самом деле думает. По какой-то причине мироздание упрямо сводит его конкретно с этим человеком, с чего бы Ватануки с этим мириться? Кому от таких навязанных отношений будет польза? Есть в этом что-то глубоко-неправильное. И если Ватануки это тоже чувствует, я готова принять его жестокость по отношению к Доумеки. Но дополнительно присутствует ведь и немалая доля нечестности с его стороны, не полная противоположность тому, что он говорит, но всё-таки множество возможных невысказанных причин. Но размышлять на эту тему равносильно спгс. Остановимся на том, что всё есть неизбежность, Юко не даст соврать.



А что Юко, кстати? А ничего. Она всё так же существует где-то вне времени и пространства, её историю невозможно рассказать без привязки к «Крыльям» и поэтому она остаётся нерассказанной. И, пожалуй, это тот случай, когда ничего плохого в этом нет. То, что ничего неизвестно о её прошлом, настоящем или будущем и делает Юко особенной. Её невозможно поставить на уровень всех тех девушек Ватануки, которых он так или иначе спасает. Юко невозможно спасти. И кто скажет, что это не круто?



На этом Холик, экранизация, что пыталась быть оригинальной, заканчивается. Следом идут овы, в которых вдруг невпопад вспоминают о кроссовере с «Крыльями». Я посмотрю их тоже и, не читая мангу, скажу, насколько они были и не были вразумительными, как часть тв-экранизации манги.
А два сезона, да, настоятельно рекомендую к просмотру. Особым образом тревожит воображение, знаете ли)

@темы: Perfect Persons, Я - Фанат, стоп - кадр, "Это ведь happy end, да?", "...we still believe in love...", " Больной Безумный Мир ", CLAMP, Цитаты, Комментарии, Anime